КС РФ проверяет правила исчисления налогового вычета при сделках с квартирами, находящимися в долевой собственности.
Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции существующий механизм исчисления суммы налогового вычета при совершении сделки купли-продажи имущества, находящегося в долевой собственности.
Как передает корреспондент, в суд обратилось несколько заявителей, которые просят проверить конституционность положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, которые регулируют правила исчисления налогового вычета (возврат налога на доходы физических лиц в размере 13% от фактических затрат).
В суд, в частности, обратилась семья Козловых из трех человек, которые продали квартиру и получили каждый от продажи одной трети доли по 833 тыс. рублей. Однако налоговые органы отказались предоставить каждому из них налоговый вычет с этой суммы. Налоговики указали, что им троим может быть предоставлен вычет от продажи всей квартиры.
Между тем, согласно законодательству, поскольку квартира находится в собственности менее трех лет, при исчислении налогового вычета налогооблагаемая база не может превышать 1 млн рублей. Истцы настаивают на том, что каждому из них налоговый вычет должен быть предоставлен исходя из стоимости долей, а не всей квартиры.
Заявители утверждают, что права долевых собственников оказываются ущемлены по сравнению с правами собственников квартир, поскольку собственник квартиры стоимостью 833 тыс. рублей, владеющий ею менее трех лет, получил бы налоговый вычет с этой суммы.
Козловы указывают на то, что объектом налогообложения на доходы физических лиц не может являться квартира или ее доля, а лишь доход, полученный налогоплательщиком.
"Норма подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в смысле, придаваемом ей правоприменителями, по существу нарушает право налогоплательщиков, продавших принадлежавшие им доли в квартире, находившейся в общей долевой собственности, на получение равных с гражданами, продавшими жилой дом ли квартиру, сумм имущественного налогового вычета, ставит их в неравное положение с другими налогоплательщиками", - говорится в заявлении истцов, которые указывают, что в отношении них нарушаются конституционные принципы равенства и справедливости в сфере налогообложения.
В КС РФ также обратилась Наталья Иванова, которая, продав свою квартиру, приобрела другую, большей площади. Поскольку при проведении сделки были затронуты права ее несовершеннолетнего сына, органы опеки и попечительства дали разрешение на сделку только с условием, что приобретаемое жилье будет оформлено в долевую собственность с ребенком.
Однако налоговая инспекция после совершения сделки отказалась предоставить налоговый вычет со всей суммы, израсходованной на приобретение квартиры, поскольку, согласно оспариваемым нормам, "размер имущественного налогового вычета, ... распределяется между совладельцами в соответствии с их долей". Это означало, что Н.Иванова может претендовать на налоговый вычет только с суммы, потраченной на приобретение ее доли квартиры, а ее шестилетний сын не вправе претендовать на налоговый вычет, поскольку является недееспособным и доходов не имеет.
Н.Иванова считает, что в отношении нее был нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, поскольку другому налогоплательщику, оформившему имущество не в долевую собственность, налоговый вычет будет предоставлен в полном объеме.
Представитель президента РФ в КС РФ Михаил Кротов поддержал позицию заявительницы, указав, что в данном случае законодательством не урегулирован вопрос о предоставлении права на налоговый вычет законному представителю несовершеннолетнего.
"Это вопрос о том, каким образом недееспособные лица должны реализовывать свои права (и обязанности) в сфере налогообложения", - сказал он.
По словам М.Кротова, ребенок - владелец квартиры - должен платить налог, и "законодатель молчаливо соглашается с тем, что законный представитель несовершеннолетнего должен этот налог заплатить".
"Почему же законный представитель не имеет права на налоговый вычет?" - поинтересовался представитель президента РФ.
Со своей стороны, представитель правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский и представитель Генпрокуратуры Александр Калугин поддержали права заявителей, указав на неконституционность оспариваемой нормы.
Как ожидается, решение по данному делу Конституционный суд РФ вынесет в течение месяца.