Студенты создадут виртуальный храм Спаса на Нередице
Студенты Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) создают виртуальный музей новгородского храма Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Сайт виртуального музея откроется этой осенью.
Посетители сайта смогут в 3D-формате увидеть все изменения внешнего и внутреннего убранства храма, которые происходили с XII века. Так, первый купол храма Спаса на Нередице был в византийском стиле (купол), но после ряда перестроек приобрел луковичную форму.
Несмотря на то, что храм Спаса на Нередице в послевоенные годы был восстановлен, утрачена большая часть фресок и внутреннего убранства. Студенты будут создавать виртуальную копию храма по черно-белым фотографиям внутреннего и внешнего убранства, части фресок и акварельных зарисовок, которые хранятся в Русском музее. Помимо архитектурной модели храма и фресок, будет воссоздана церковная утварь и представлены найденные в Старой Ладоге экспонаты археологических раскопок, датированные XII веком.
"Создание виртуального музея с использованием 3D-моделирования - единственный способ восстановить фрески уникального памятника", - отметили в пресс-службе СПбГУ.
Студенты планируют создать трехмерные копии новгородской деревни XII века и усадьбы новгородского иконописца Олесея Гречина. В проекте принимают участие исторический факультет, факультет филологии и искусств СПбГУ и специалисты Русского музея.
Справка:
Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Владимировичем и является последней дворцовой княжеской церковью Новгорода. В 1199 году храм был расписан. Роспись Нередицы выполнили от восьми до десяти фрескистов с помощниками, которые расписали весь объем храма: стены, столбы, своды и купол. Вся работа была сделана за лето. В центре предалтарной арки было помещено единственное в домонгольской Руси изображение "Христа Ветхого Деньми", на западной стене и частично на примыкающих к ней южных и северных сторонах храма - "Страшный Суд", фрагменты которого дошли до наших дней. По заключениям специалистов, спасская стенопись ближе к восточным образцам, чем к константинопольским канонам. Хорошо прослеживаются связи со старыми сирийскими памятниками и их вариациями в христианском регионе Кавказа. В росписи новгородского храма были и западно-римские заимствования. Храм Спаса на Нередице находится под охраной ЮНЕСКО.