Игра брендов: эксперты назвали фактор, который сократит расходы на эксплуатацию зданий

Игра брендов: эксперты назвали фактор, который сократит расходы на эксплуатацию зданий

12.07.2025
Статьи и обзоры / Коммерческая недвижимость

В медийном поле продолжается обсуждение возможного возврата западных компаний в Россию. В MD Facility Management представили свой прогноз развития ситуации: что будет с рынком FM-услуг, если геополитическая обстановка действительно изменится.

Две ключевые сферы, на которые повлияют перемены, — это кадровый рынок и поставки оборудования и комплектующих, необходимых для эксплуатации зданий.

В первом случае позитивные изменения могут быть связаны со снижением давления на рынок труда, что приведет к сокращению дефицита кадров, хотя глобального перелома не ожидается.

«При геополитическом потеплении можно предполагать, что снизится давление на рынок труда, и дефицит персонала, который мы ощущаем в последние несколько лет, может стать меньше. Это, в свою очередь, затормозит рост заработных плат», — прокомментировал Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.

Во втором случае изменения могут оказаться более масштабными. Появление «новых» участников рынка оборудования — в первую очередь, из Европы и США — усилит конкуренцию среди поставщиков и снизит стоимость комплектующих. Этого можно ожидать, если западные бренды начнут бороться за восстановление утраченных позиций. Их продукция хорошо себя зарекомендовала с точки зрения качества, а названия известных марок часто используются как индикатор статуса объекта.

В тоже время, за последние годы девелоперы и управляющие компании адаптировались к работе с турецкими, китайскими и российскими поставщиками. Их продукция устраивает отечественных потребителей по качеству и уровню цен.

Возвращение международных брендов может открыть для FM-рынка новые возможности. Благодаря ценовой конкуренции, сокращению сроков поставок, росту числа предложений и появлению альтернативных решений можно оптимизировать бюджеты на эксплуатацию более гибко.

Сценарии сотрудничества с иностранными брендами, скорее всего, будут зависеть от ситуации на каждом объекте. Там, где до 2022 года было установлено оборудование европейских и американских производителей, вероятно, управляющие компании вернутся к покупке их комплектующих.

Однако в новых проектах, где инженерные системы устанавливаются с нуля, возможны другие варианты. Российские, турецкие и китайские производители могут сохранить за собой эту нишу. Выбор поставщиков будет зависеть от стоимости, логистики, качества сервисного сопровождения.

А пока ситуация не изменилась, эксперты MD Facility Management прогнозируют, что до конца 2025 года стоимость FM-услуг в среднем по рынку вырастет на 10-20%. Основные причины — индексация заработных плат и удорожание расходных материалов.

Источник: MD Facility Management