11 сентября: неочевидные причины обрушения башен-близнецов
Теракт 11 сентября 2001 года, в результате которого погибло около 3 000 человек, является одним из наиболее разрушительных актов насилия в современной истории США. Даже спустя 22 года вокруг него существует множество домыслов, теорий и расследований, стремящихся прояснить картину трагедии. К примеру, остается открытым вопрос — почему два небоскреба, прошедшие все мыслимые и немыслимые проверки на безопасность, сложились как два карточных домика?
Северная башня ВТЦ возвышалась надо Нью-Йорком на 417 метров, а Южная — на 415 метров. В случае экстренной ситуации быстро спуститься из 110-этажного здания попросту невозможно — потому в США существует норма, что любое здание выше 52 этажей должно выдерживать минимум 4 часа в случае пожара, частичного обрушения и т.д. Тем не менее, Северная башня обрушилась через 104 минуты после атаки, а Южная продержалась всего 47 минут. Причем, немедленного обрушения в результате удара Boeing-767 и последовавшего взрыва топлива не произошло. Стальные балки и сама структура зданий компенсировали разрушительный удар, сохранив целостность основной структуры. Согласно официальной версии, причиной катастрофически быстрого обрушения небоскребов стал последовавший за взрывом пожар. Температура горения авиационного керосина составляет около 1100°С, что нарушило целостность структуры стального каркаса... У людей просто не было времени выбраться из небоскреба.
«Если бы мы не убрали невероятно мощный огнестойкий асбест и не заменили бы его на мусор, который не выполняет свои функции, Всемирный торговый центр никогда бы не сгорел», — написал в одной социальной сети в 2012 году Дональд Трамп. Асбест — это природный минерал, который обладает исключительными огнестойкими качествами. Хризотиловый асбест выдерживает нагрев до 1500°С, имеет низкую теплопроводность и абсолютную негорючесть. Для сравнения, он не горит в доменной печи, где плавят сталь. Даже после превышения максимально допустимого уровня температуры, хризотил не загорается — он просто становится хрупким. Его использовали при строительстве Северной башни (до 32 этажа), но затем от него отказались под давлением местных властей.
Портовые власти Нью-Джерси в ультимативном порядке запретили применять асбест при строительстве ВТЦ в 1970-е, и никакие заявления о безопасности конструкции не помогли — в качестве защитного материала были выбраны синтетические аналоги, которые, как показала практика, реальной проверки «боем» не выдержали. Почему же американские власти так ополчились на асбест? Дело в том, что за океаном, в Европе в то время разгоралась антиасбестовая кампания. Она как раз и запустила риторику о вреде минерала, правда, предпочитая не акцентировать внимание на одном важном факте. Существует два вида асбеста, кардинально различающихся по характеру воздействия на здоровье человека. Есть амфиболовый асбест, он представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в формуле, которая обеспечивает ему стойкость к кислотам. Он не выводится из организма человека годами и может привести к тяжелым заболеваниям. Его активно применяли в Европе, а также экспортировали в США — отсюда и множество случаев заболеваний среди людей. Существует второй вид асбеста, хризотиловый. Он представляет собой гидросиликат магния, к кислотам устойчивостью не обладающий. Попадая в респираторную систему человека, хризотил растворяется клетками-уборщиками легких, альвеолярными макрофагами, за короткий промежуток времени и выводится без остатка. Впрочем, это не очень волновало власти Нью-Йорка, ведь антиасбестовое движение, подогретое производителями синтетических аналогов асбеста, стремилось захватить рынок, выдавив всех конкурентов за счет административного ресурса и волны народного возмущения.