Санитарную охрану питьевой воды предлагают приватизировать
Росреестр предлагает разрешить приватизацию земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны (ЗСО). «Ноги» этой инициативы явно растут из правительства Московской области. Во всяком случае, вся конкретика в пояснительной записке касается именно столичного региона. Авторы инициативы сокрушаются, что бюджет области недополучает 4,5 млрд рублей ежегодно из-за невозможности торговать прибрежными землями. Снятие ограничений обосновывается также «заботой» о частных владельцах тысяч индивидуальных и многоквартирных домов во втором поясе ЗСО, не имеющих возможности реализовать своё право на приватизацию земли под домами.
На самом деле ни для кого не секрет, что именно является предметом заботы подмосковных чиновников, когда речь заходит о приватизации и застройке. Прикрываясь социально значимыми проектами (школы, больницы, спортсооружения и т.п.) власти региона очевидно сделали своей целью максимальную застройку каждого квадратного километра «своей» территории. На их языке это называется «развитие». А девелоперы и застройщики (в отличие от обычных граждан) не станут вкладывать деньги в строительство на арендованной у государства или муниципалитета земле. Им нужна приватизация этой земли, которой мешает 27 статья Земельного кодекса. Вот и решили ее подредактировать в интересах застройщиков.
Инициатива Росреестра вредна, так как еще больше размывает ответственность за охрану источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, по сути, приватизирует санитарную охрану. Утверждения авторов пояснительной записки, что от частных владельцев легче требовать соблюдения санитарных норм, чем от арендаторов земли, может вызвать только саркастическую улыбку. Только представьте себе санитарных инспекторов, штурмующих глухие заборы в два человеческих роста.
Инициатива Росреестра несвоевременна, потому что никто не знает, где находятся точные границы второго пояса ЗСО. В области санитарной охраны царит невообразимый хаос. До последнего времени режимы и пояса охраны определялись несколькими постановлениями правительства РСФСР, принятыми с 1940 по 1974 годы. В 1999 г. полномочия по их установлению были переданы на уровень регионов. Почти 20 лет никто этим вопросом вообще не занимался и не интересовался. И только в конце 2019 г. правительства Москвы и Московской области совместным постановлением объявили все нормативные акты правительства РСФСР по санитарной охране «не подлежащими применению» на своих (Москвы и области) территориях. А вместо РСФСРовских постановлений единственным источником информации о границах и режимах ЗСО временно объявили Решение Исполкомов Моссовета и Мособлсовета 1980 г. Да вот беда – действие этого Решения распространяется только на территорию ЛПЗП, лесопарковый защитный пояс Москвы, который простирается не далее 20-25 км от МКАД. Это черным по белому написано прямо в заголовке Решения 1980 г. Все границы ЗСО, которые нарисованы по Решению 1980 г. за пределами ЛПЗП (а это львиная доля ЗСО) нелегитимны и могут быть отменены по суду. Никто этим пока не занялся, в том числе, и потому, что с конца 2017 года все карты с границами ЗСО засекречены! И никто корме нескольких чиновников не знает, что там нарисовано. При таком абсурдном подходе следует, наверное, ожидать скорого засекречивания дорожной разметки и ПДД.
Эксперты, которые имели контакты с должностными лицами Москвы и Московской области, отмечают крайне низкий уровень их знаний в области санитарной охраны. Полномочия с федерального уровня передали на региональный, а вот знания и компетенции – нет. Поэтому часто трудно понять: является риторика чиновников и региональных руководителей результатом невежества или сознательного желания задурить голову как Администрации Президента и федеральному Правительству, так и общественности. Должностные лица столичного региона любят рассуждать о том, что выполнение советских норм санитарной охраны обязательно приведет к сносу тысяч многоквартирных домов и невозможности построить объекты социальной инфрастуктуры. Это ложь. Строить во 2 поясе ЗСО всегда было можно (кроме 100-метровой полосы вдоль рек и водохранилищ), но надо соблюдать строгие правила санитарии при строительстве и эксплуатации.
Впрочем, до того, как решать, что можно и что нельзя во втором поясе ЗСО, абсолютно необходимо навести порядок в области санитарной охраны. Принять Положение о ЗСО – его проект готовится к утверждению федеральным правительством, но вокруг него «ломаются копья» влиятельными аппаратными игроками. Совместно с учеными РАН определить научно обоснованные принципы установления ЗСО и внести соответствующие поправки в законодательство. Выполнить, наконец, Перечень поручений Президента Пр-244 от 13.02.2020, где всё это прописано, включая обязательное привлечение ученых РАН, что до сих пор не было сделано.
Вместо выполнения поручений Президента о наведении порядка в области санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, Росреестр – бывшее ведомство ответственной за экологию вице-премьера Виктории Абрамченко – при явном участии подмосковного правительства пытается провести очередную поправку в интересах коммерческих застройщиков, прикрываясь интересами простых граждан. 4,5 млрд дополнительных доходов Московской области в год очень скоро обернутся кратно большими расходами на лечение населения, которое будет пить загрязненную воду.
Вниманию экспертов и заинтересованных лиц. Публичное обсуждение инициативы Росреестра проходит до 14 апреля 2021 г. на Федеральном портале нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=44&npa=114326