Российские банки в декабре запустят тестовую идентификацию клиентов по фото и голосу

Российские банки в декабре запустят тестовую идентификацию клиентов по фото и голосу

08.11.2017
Новости / Законодательство

Единую биометрическую систему для удаленного доступа клиентов к банковским услугам банки начнут тестировать в декабре 2017 года.

К параметрам биометрической идентификации отнесены изображение лица клиента и запись его голоса.

«В масштабе всей страны проект по удаленной идентификации будет запущен после принятия поправок в 115-ФЗ, ориентировочно в середине 2018 года»,— цитирует RNS пресс-службу «Ростелекома».

Эти параметры описаны в поправках в федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», которые были приняты Госдумой 27 сентября 2017 года. Они вступят в силу в декабре 2017 года.

Официально такой способ удаленного доступа клиентов к услугам называется Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). ЕСИА уже реализована в виде сервиса предоставления госуслуг в электронном виде.
Для совершенствования системы необходимо ее дополнение образцами голоса и фотографией клиента. Сейчас в базе есть только паспортные данные, ИНН, СНИЛС и номер телефона.

С помощью фото и записи голоса клиент сможет открыть счет в нескольких банках, авторизовавшись через ЕСИА, где будут храниться эти данные. Но для этого ему сначала придется подтверждать свою личность в банке очно.

Проведение удаленной идентификации — обязательное требование антиотмывочного законодательства, сейчас предусматривающее только два способа — через подтвержденную учетную запись клиента на портале госуслуг и подтверждаемый особым способом набор персональных данных (ФИО, паспорт и т. д.), говорит директор по электронному бизнесу УК "Альфа-Капитал" Евгений Поляков. При этом на рынке существуют и другие стартапы, проводящие биометрическую идентификацию,— например, VisionLabs, добавляет он.

Биометрическая идентификация набирает обороты, подтверждает директор по продукту ЦИАН Алексей Авдей. "На рынке недвижимости есть риск столкнуться с недобросовестным посредником и стать жертвой обмана. ЦИАН постоянно ищет новые методы по борьбе с мошенниками, для доступа к публикации объявлений на сайт мы проводим идентификацию клиентов",— говорит он. Удаленная идентификация может быть востребована в сегментах бизнеса, где критически важно точно знать, что на другом конце находится нужный человек — например, при создании штата удаленных сотрудников, работающих с конфиденциальными данными в финансовом или юридическом секторе, добавляет директор по IT HeadHunter Геннадий Береговский.