Итоги года в сфере ЖКХ

Итоги года в сфере ЖКХ

13.01.2021
Пресс-релизы / События и происшествия

На сегодняшний день в Правительстве обсуждается возможность продления моратория на начисление штрафов за просрочку платежей за коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. Представители отрасли негативно относятся к данной инициативе, так как за последнее время платежная дисциплина ухудшилась, что обусловлено снижением доходов населения. По прогнозам предприятий ЖКХ, к концу года задолженность за электро- и теплоснабжение увеличится не менее чем на 30–50 млрд. рублей. Наиболее существенное сокращение уровня оплаты тепловой энергии — на 12% — произошло в апреле. Дебиторская задолженность за потребленное тепло на 1 октября составила 176 млрд. руб. По итогам года показатель может вырасти на 10%, до 212,5 млрд. рублей.

Платежи за электроэнергию также снизились в апреле—июне на 5–6%. Причем с января по сентябрь уровень расчетов населения был на 1,7% хуже прошлогодних показателей, в октябре — на 2,7%, в ноябре — уже на 6%. Управляющие компании и ТСЖ в октябре—ноябре снизили расчеты на 7%. Общий долг населения за электроэнергию на 30 сентября — 104,8 млрд рублей, организаций ЖКХ — 60,7 млрд рублей

Причиной накопления задолженности стало не только снижение реальных доходов россиян в текущем году на 8% - рекордное падение с 1999 года (тогда по итогам года падение составило 12,3%). Мораторий на взыскание штрафов и ограничение режима потребления за неоплату определенных категорий потребителей: население, управляющие компании, ТСЖ, также стал стимулом роста долгов за электроэнергию. Коронакризис негативно отразился на деятельности коммунально-бытовых предприятий. Но в тоже время в определенной степени именно большой объем дебиторской задолженности стал драйвером развития цифровизации в сфере ЖКХ. Применение инновационных технологий для автоматизации процессов позволяет снижать потери ресурса и, соответственно, сокращать расходы в тарифах и объем дебиторской задолженности. По нашим прогнозам, в 2021 году, цифровизция станет более масштабной.

Цифровизация позволяет обеспечивать прозрачность отрасли и формироватьт базу полных, достоверных и актуальных данных - о состоянии коммунальных фондов, качестве оказываемых услуг, объемах потребления и потребителях ЖКУ. Если говорить о конкретных цифрах, то, к примеру, установка автоматических индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодным регулированием в многоквартирных домах Москвы сократила фактическое потребление ресурсов на 15% от нормативного.

Установка «умных счетчиков» учета электроэнергии экономит время на передачу показателей вручную, так как интеллектуальные приборы сами транслируют данные о потреблении ресурсов в режиме онлайн и снижают размеры платежей на 30% благодаря точному учету.

Цифровизация сферы ЖКХ – это первый этап перехода к «умному» городу, жизнь в котором будет комфортнее, безопаснее и дешевле благодаря интеллектуальным решениям в управлении городской инфраструктурой — транспортом, энергетикой, тепло- и водоснабжением, безопасностью. Системы «умного» города постепенно внедряются во всех городах России и демонстрируют свою эффективность. Так в Таганроге, например, было установлено на улицах города более 11 тысяч энергосберегающих светильников, подключенных к единому автоматизированному центру. Таким образом управление освещением стало автоматическим, что администрации города экономить до 60% электроэнергии в год.

В 2021 году ожидается вступление в силу новые правила, касающиеся компенсаций по ЖКХ для определенных категорий потребителей. Возможно, государственные субсидии позволят частично решить вопрос дебиторской задолженности и стимулируют россиян регулярно оплачивать ЖКУ, а не копить долги.

Источник: Артем Евланов, Генеральный директор ООО «ИНТЭК-Стро