Франчайзинг в недвижимости: новая ветвь развития девелопмента

02.07.2019
Новостройки
Франчайзинг в недвижимости: новая ветвь развития девелопмента

В марте 2019 года крупнейший в России застройщик — группа ПИК — запустил платформу «ПИК-Франшиза». Это, без преувеличения, новое направление девелопмента — причём такое, которое способно заметно подстегнуть отрасль, ускорить темпы ввода жилья в эксплуатацию и повысить качество квартир в новостройках.

Как будет работать схема?

Партнёр группы ПИК, воспользовавшийся франшизой, сможет начать работу под известным брендом далеко не сразу. До этого ему предстоит пройти несколько этапов:

  • некоторое время поработать без использования торговой марки ПИК. Сергей Гордеев, возглавляющий группу, желает, чтобы каждая компания отработала полный цикл, то есть как минимум один год, и ввела в эксплуатацию хотя бы одно здание. У партнёра не будет раскрученного бренда, но он сможет пользоваться технологиями строительства, методиками управления проектами и проектным финансированием, предоставленными группой ПИК;
  • пройти несколько ступеней сертификации и получить рейтинг, который будет рассчитываться по сложной интегральной схеме;
  • наконец, стать представителем ПИК в своём регионе и получить возможность работать под брендом компании (узнать подробности о ГК ПИК, а также обо всех новостройках застройщика в Москве и МО, можно на портале «Новостроев»).

Размеры роялти и паушального сбора глава группы компаний не раскрыл. Сергей Гордеев проинформировал о том, что они будут сильно дифференцированы — суммы поставят в зависимость от региона, в котором работает франчайзи, и объёма реализации площадей.

Амбициозные цели

Франчайзинговая платформа способна стать мощным драйвером развития девелопмента. Г-н Гордеев рассчитывает за 5 ближайших лет предоставить порядка 100 франшиз, которые, в свою очередь, позволят ввести в эксплуатацию 7-10 млн кв. м нового жилья. К моменту, когда президент ГК ПИК рассказывал о франчайзинговой платформе, группа уже получила множество заявок от потенциальных партнёров. Их удовлетворение позволит построить и продать порядка 2 млн кв. м жилья.

География — вся Россия и другие страны

Руководитель группы компаний ПИК заявил о заинтересованности в развитии проекта в регионах, особенно — в тех, в которых темпы ввода жилья и/или его качество оставляют желать лучшего. Заявки уже подали потенциальные партнёры ГК ПИК из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, республики Дагестан, Новосибирска, Иркутска и Воронежа. Кроме того, в числе заявителей — застройщики из Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

Вопросы ответственности

Появление новой франчайзинговой платформы закономерно вызывает вопрос: какую ответственность за действия партнёров будет нести ГК ПИК перед покупателями жилья? На него отвечает Андрей Рябинин — эксперт международной юридической компании Integrites. Он указывает: степень ответственности во многом будет зависеть от документального оформления отношений между группой и её франчайзи. Г-н Рябинин убеждён: юристы ГК ПИК оформят их так, чтобы ответственность перед покупателями была минимальной. Эксперт ссылается на нормы права, регулирующие договор франчайзинга (коммерческой концессии), по которым правообладатель отвечает перед покупателями за качество товаров и услуг (в нашем случае — квартир в новостройках). Если франчайзи разорится, речь не будет идти о качестве — а значит, покупатели не смогут предъявить претензии группе компаний ПИК.

Денис Фролов, возглавляющий направление коммерческой практики консалтинговой фирмы BMS Law Firm, уточняет: в случае с франшизой от ГК ПИК речь идёт о субсидиарной, то есть дополнительной, ответственности правообладателя. Напрямую предъявить претензию группе компаний обманутый покупатель, действительно, не сможет — но у него будет такая возможность, если до этого он обратится к ставшему неплатежеспособным франчайзи, и тот не сможет исполнить свои обязательства. При таком развитии событий группа компаний ПИК всё-таки будет нести ответственность за действия своего партнёра-банкрота.

Источник